Спектакли

Борщ со слезами («Фаина. Эшелон», Школа современной пьесы)

Если в детстве вы бывали в деревенских домах, то наверняка помните эти неспешные разговоры под запах почти готовой еды. Вышитые скатерти, тишина, особая атмосфера покоя, от которой замирает сердце.

Чтобы немного вернуть эти ощущения, нужно прийти в театра Школа современной пьесы на спектакль «Фаина. Эшелон» Иосифа Райхельгауза, подняться в малый зал и сесть за стол. За стол? Или запрыгнуть на площадку поезда-эшелона?

Сесть, конечно, лучше ближе к плите, на которой булькает подготавливаемая борщевая основа. Сюда придет Елена Санаева, чтобы рассказать историю Фаины, матери режиссера Райхельгауза, пережившей войну девушке, женщине, матери.

В определении жанра спектакля, к счастью, нет ничего сложного — это, коротко и ясно, трагедия.

Борщ со слезами («Фаина. Эшелон», Школа современной пьесы)

За двухчасовой посиделкой под звук поезда и балалайки вы узнаете историю еврейского колхоза, эвакуации, ужасах потери родителей, ужасах военного времени и… счастье. Счастье послевоенной жизни, которая ценилась как-то иначе, не так как сейчас.

Итогом неспешного рассказа станет, конечно же, ваша порция борща.

Если вы сможете ее съесть. Потому что финал, в котором вас совершенно внезапно заставят пережить одни из самых страшных эмоций, связанных с войной, как-то резко отбивает аппетит.

На спецпоказе, на котором мне удалось присутствовать, люди минуты три не могли притронуться к борщу. Почему-то очнулась я первая. Решилась, взяла, села.

И пыталась не рыдать.

Удивительно, как два режиссера, Райхельгауз и Розовский, поставив почти одновременно спектакли о своих предках, по-разному относятся к истории страны. Сохранять и передавать? Или препарировать и исследовать? Каждый решает сам.

Как зритель я не слишком люблю все эти «необычные архитектуры зрительного зала», потому что они редко позволяют сказать что-то действительно новое. Но как же замечательно оказаться за деревянным столом, послушать историю, понюхать вкусный борщ! Все-таки театр — это опыт переживания. И «Фаина. Эшелон» позволяет пережить абсолютно уникальную эмоцию, которую мы можем только представить, глядя военные фильмы и читая воспоминания. Реально пережить, а не представить.

Эмоционально-уникальный спектакль.

Садитесь ближе.

Нина Бенуа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *