Спектакли

Дойти своим умом (РАМТ «Горе от ума»)

Российский академический молодежный театр представил «Горе от ума» Александра Грибоедова. Спектакль Алексея Владимировича Бородина получился для одних классическим и академическим, для других тонким и злободневным. По правде же, каждый увидит то, что привык считывать в тексте Грибоедова. Создалось впечатление, что режиссер специально решил никому ничего не навязывать. Каждому свое «Горе», а до остального дойдете своим умом. Что хотите, то и думайте. 

Хочется вам верить, что Чацкий (Максим Керин) олицетворяет продвинутую молодежь, борющуюся с костными предками, и которому только злодей-Фамусов (Алексей Веселкин) не дает раскрыть талантов? Воля ваша. Текст это позволяет, спектакль тоже. Там ни слова отсебятины.  

– Служить бы рад, прислуживаться тошно, – привычно восклицает Чацкий. Смотришь на него и думаешь: есть отличное решение – вообще ни черта не делать, особенно такой вариант годится, если точно знаешь, что с голоду не помрешь. А главное – удобно. Если ничего не делать, то и ни в чем не виноват, ни за что не отвечаешь. И взятки гладки. Понятия только не имею, где такому оскорбленному чувству найдется уголок. Хотя… 

горе от ума рамт отзыв рецензия

Считаете вы Чацкого честью и совестью нации? Опять же – ваше право. 

Кажется ли он вам самовлюбленным болваном с завышенной самооценкой, который талдычит прописные истины и умеет лишь критиковать, высмеивать и поучать других, толком ничего не добившись. И это возможно. 

Близка ли вам мысль Пушкина, что Чацкий отчаянно не умен, раз мечет бисер перед свиньями? На здоровье. 

Решать только вам. И самое удобное, что все правы, никто не обижен. 

горе от ума рамт отзыв рецензия

Максим Керин – артист обаятельный, хотя по ходу пьесы сыгранный им герой лично мне частенько казался обыкновенным хамом, который лезет со своим уставом в чужой монастырь, куда его по большому счету-то не звали. Может, и хорошо, что сюда он больше не ездок. Сотрясает воздух, да все зря. Все время возникает чувство, что вместо кареты, которая маячит все время на сцене, он сядет в «телегу» и начнет строчить очередной пост. (Кстати, в нее то и дело набивается куча народа, как в какой-нибудь общий чат в WhatsApp, так что эта версия имеет под собой обоснование). Но опять же карета может быть как метафорой, так и всем, что вашей душе угодно, хоть английским кэбом, что случайно занесен к нам метелью. 

Может, и Фамусовская Москва – лишь маленький уездный городок, где всего один дом, а Чацкий – первый парень на деревне. И, может, нет никакого нравственного конфликта – так конфликтик, скандальчик в одном конкретном семействе среднего достатка и положения, где за столом ухажер дочери поспорил с ее папой, которого еще и знает с детства. А тут гости пришли, как назло. И над всем этим бесконечный снег. В ногу с ним, стопами теми, в том же темпе, с ленью той идут знакомые реплики. И мы нынешние, действительно, нутка! 

горе от ума рамт отзыв рецензия

Хотя может быть среди белоснежных арок и колонн художника Станислава Бенедиктова вы увидите фанерную разукрашенную к очередному празднику Москву, а в лестнице, по которой спускается Чацкий, трап самолета. Но это дело исключительно вашей фантазии. Притянуть можно всякое, если захочется. Вам никто не мешает это сделать. Правда, для этого и спектакль не нужен. 

Что до любовной линии, то вновь одни догадки. Считаете ли вы Софью (Ирина Таранник) обманутой в лучших чувствах лживым, но довольно симпатичным внешне Молчалиным (Даниил Шперлинг)? Извольте. Греет ли вас мысль, что ей до одури хочется замуж хоть за кого-нибудь? Декольте главной героини и это позволяет. А может, она просто мстительная стерва, которая с детства сохнет по Чацкому и ей наконец-то представился шанс с ним поквитаться? В общем, не хотелось бы никого обижать. 

По-актерски мне больше всего пришлась по душе чудесная Дарья Семенова. Ее Лиза напоминает субретку из какой-нибудь французской комедии, которая готова и с барином пообниматься, и с его секретарем полюбезничать, и с буфетчиком роман закрутить. Озорная, легкая, хитрющая и главное – запоминающаяся. 

Кстати, Фамусов Алексея Веселкина тоже довольно приятный субъект. Он не так уж молод, чтобы ухаживать, н не настолько стар, чтобы волочиться. Давно привык на все смотреть сквозь пальцы, как на работе, так и дома. От Чацкого он отмахивается, как от надоевшей мухи. Мол, вырастет – поймет. Да и что станет говорить княгиня Марья Алексевна его по большому счету мало заботит. Как-нибудь утрясется, и не такое проходили. Годится ли такой подход для «Горе от ума»? Вполне вероятно. 

Спектакль РАМТа доказал лишь то, что текст Грибоедова по-прежнему актуален, хотя, простите, разве кто-то в этом сомневался. И что даже через 200 лет у нас по-прежнему нет очевидных ответов, и нам до всего придется доходить своим умом. Как в театре, так и в жизни. И, вероятно, это хорошо. Занавес. 

Ксения Позднякова

Благодарим РАМТ за возможность увидеть спектакль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *