рената литвинова звезда мхт
Спектакли

Периодичная система Ренаты Литвиновой («Звезда вашего периода» МХТ им. А.П. Чехова)

Рената Литвинова представила на сцене МХТ имени Чехова новый спектакль – «Звезда вашего периода». Превратив зимний Камергерский переулок в Бульвар заходящего Солнца, она выступила сразу в нескольких ипостасях: Литвинова здесь и автор текста – очень вольной инсценировки Уайлдеровского «Бульвара Сансет» – и режиссер, и исполнительница главной роли, и звезда нашего периода, и Мастер, и Маргарита, а может, и сам Воланд, если бы он был женщиной.

Для тех, кто не помнит нуар Билли Уайлдера с Глорией Свенсон в главной роли, вкратце напомню сюжет: молодой, не первый год подающий надежды и погрязший в долгах сценарист случайно попадает в дом к некогда знаменитой кинодиве. Долгие годы она живет в тени знаменитых ролей, мечтает вернуться на большой экран и пишет сценарий всей своей жизни. Юное дарование нужен ей то ли в качестве литературного раба, то ли любовника, то ли все вместе. Польстившись на легкие деньги, парень обрекает себя на довольно тяжелую судьбу. Женщине, годами верившей в собственное величие, даже в голову не приходит, что время ее безвозвратно ушло, и никакой сценарий ее не спасет. Но это у Уайлдера.

Литвинова же взяла знаменитый «Бульвар» и основательно по нему прошлась. Собственной, довольно оригинальной, походкой.

Ее Маргарита Леско значительно моложе Нормы Десмонд и далеко не затворница: в доме помимо дворецкого, прежде знаменитого режиссера, Отто (очень харизматичный и интересный Кирилл Трубецкой) живет девушка Любочка, что-то среднее между Анкой-пулеметчицей и мятежным матросом (удивительно, как хрупкая Софья Эрнст перевоплощается в эту бой-бабу), ну и мама Маргариты (эффектная, с подлинно мхатовскими паузами и интонациями, Раиса Максимова).То и дело появляются гости, как званые, так и не совсем, как этот горе-сценарист (роль Миши Мышкина, с которым Маргарита играет в кошки-мышки, в очередь исполняют Павел Табаков и Юрий Чурсин), пьют шампанское, которое, как всегда у Литвиновой, льется рекой, поглощают икру и ведут странные игры. Жизнью Маргариты интересуются журналисты. Один из них с довольно говорящей фамилией Малахольнев (Михаил Рахлин) готов на существенные риски, чтобы разжиться фактами про госпожу Леско. Видимо, не такая уж она и всеми забытая, как говорится. Плюс Литвинова наделила свою героиню незаурядной биографией: Маргарита, конечно, снималась в кино, блистала на светских раутах, но помимо этого еще и работала в разведке, успела обзавестись собственной нефтяной вышкой завидным количеством скелетов в шкафу и трупов в собственном саду. Ну и не забывайте про фирменную литвиновскую манеру говорить. Ее речь наполнена всякого рода цитатами, афоризмами, приправлена сарказмом и иронией – можно вечно разгадывать, когда она говорит серьезно, а когда нет. Сама же она ничего не поясняет. Звезды до такого не опускаются, в них должна быть загадка, уверена Литвинова.

В общем Маргарита – дама довольно экстравагантная. Думаю, она пришлась бы по вкусу Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Такая запросто могла устроить сеанс черной магии в театре-варьете вместе с Воландом или примерить корону на балу, где все вокруг, как завороженные, перешептывались бы: «Королева в восхищении! Мы в восхищении!». Больше того, рискну предположить, что она могла бы занять место самого Воланда. Порой ждешь, что она вместо фразы про звезду нашего периода произнесет с фирменным придыханием: «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было». Если предположить, что Маргарита Леско живет не первую сотню, а, может быть, и тысячу лет, то многое становится на свои места. В ее образе можно найти отсылки к Любови Орловой, к Грете Гарбо, Глории Свенсон, Людмиле Гурченко и даже Анджелине Джоли в роли Малефисенты. Логично, перемещаясь из одной эпохи в другую, вживаясь в образы самых разных див, она от каждой забирала по какой-то черте. И вот теперь перед вами мадам Леско. Этим же можно легко объяснить чехарду со временем, где блогеры уживаются с актрисами немого кино, кремлевские звезды с пятиконечными флаконами Тьерри Мюглера (кстати, фотосет для новой версии аромата Angel впечатляет), золотой век Голливуда и советская фабрика грез, платья молодого дизайнера Федора Дьяконова, директора Viva Vox Олега Овсиева, основателя Arsenicum Дмитрия Логиновова с силуэтами Mugler, Jean Paul Gaultier, Maison Margiela и коллекцией часов Richard Mille (генерального спонсора спектакля). 

Может быть, перед нами просто знаменитая актриса перед заходом Солнца, ее стиль отточен годами и до мелочей. Ей нравятся разные эпохи, миксовать лучшее и присваивать это себе. Она давно заблудилась среди своих героинь, сыгранных и нет. В ее тускнеющей с годами памяти всплывают люди из разных эпох. А все, кого мы видим на сцене – всего лишь плод ее воображения или герои мемуаров, которые она все-таки решила написать. Помните в «Театре» Моэма сын Джулии Ламберт бросает ей обвинение: «Ты – это только бесчисленные роли, которые ты исполняла. Я часто спрашиваю себя: была ли ты когда-нибудь сама собой или с самого начала служила лишь средством воплощения в  жизнь всех тех персонажей, которые ты изображала. Когда ты заходишь в пустую комнату, мне иногда хочется внезапно распахнуть дверь туда, но я ни разу не решился на это – боюсь, что никого там не найду». 

Если вы распахнете дверь МХТ и откроете для себя «Звезду вашего периода», то гарантированно найдете Ренату Литвинову, потому что даже если звезды зажигают, что им, безусловно, нужно, они никогда не отклоняются от своего пути. Литвинова может нравиться или нет, но не замечать ее невозможно. Все же, кто утверждает обратное, лукавят. Не зря же, Уайльд говорил, что правда – исключительно вопрос стиля. 

Ксения Позднякова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *