Спектакли

Собаки не мертвые, они просто устали («Сны моего отца» — РАМТ)

Егор Перегудов представил в РАМТе психоделическую сказку для взрослых. Кошмарные сны оживают в эстетике 90-х, с потолка вот-вот польется дождь, а из-под сцены вылезут неожиданные существа. Этот спектакль — находка сезона и его украшение по нескольким причинам. 

На сайте Российского академического молодежного театра размещено интригующее предупреждение о том, что спектакль не рекомендуется к просмотру лицам с повышенной чувствительностью вестибулярного аппарата и других органов чувств. Причина опасения за ваше состояние — сценография спектакля: смотреть постановку придется сидя на поворотном круге. Эта часть театральной машинерии всем знакома: иногда она помогает менять декорации в спектакле прямо во время действия, «увозит» героев за сцену и исполняет множество других интересных функций. В «Снах моего отца» поворотный круг станет для вас кораблем путешествия по сновидениям: мимо будут проноситься события, люди и явления. Не зря жанр постановки определен как «диорама безумия» — спектакль фактически поставлен ВОКРУГ вас. 

Нет, вас не укачает, бояться нечего. И не может укачать — на поворотном круге работают люди, поэтому у него мягкий и плавный ход, чуть покачивающий и даже убаюкивающий. Ваше путешествие начнется со шквалистого ветра, а закончится штилем и молчанием. Это спектакль формы, а не смысла, но именно это делает его необычным и приятным.

Очень хочется определить эту постановку как site-specific, хотя это определение не будет верным. За непонятным словосочетанием скрывается спектакль, который ставится ПОД помещение или локацию, а здесь помещение все-таки изменилось под пьесу. Причем изменилось так, что победило всех: многие режиссеры заигрывали с темой переноса действия на сцену, при этом оставляя зрительный зал практически ненужным. В «Снах моего отца» пустой зал играет особенную, очень волнующую роль и добавляет спектаклю визуальной и немного пугающей глубины. 

Писатель Роман Михайлов — в хорошем смысле сумасшедший. Достаточно прочесть его интервью журналу «Инде» или полистать его книги. Он называет себя эзотериком и стремится познать глубокие слои сознания, а пока он это делает, мы смотрим его «Сказку о последнем ангеле», ставшую одной из главных премьер в 2019 году и крутимся в водовороте «Снов моего отца» в РАМТе. 

Молодой человек по имени Володя узнает о том, что его отец — профессиональный сновидец. Он смотрит за других их кошмары и выступает неким сталкером, проводником в иной мир. Возможно, Володя и не хотел бы узнавать об этом подробнее, но жажда наживы ведет его в отдаленную деревню за деревянными ложками, которые, как обещает друг детства Урод, можно будет продать американским коллекционерам. 

Урод, лицо которого забрал ветер, перемешав на нем все черты, один из людей тайны, как и отец самого Володи. Деревня, в которой Урод порекомендовал искать ложки, оказывается местом за границами реальности. Здесь идет война, но не слышно выстрелов, а если их слышно — то не видно автоматов, собаки здесь в дневное время все время лежат, потому что страшно устали от жары и войны, а вблизи оказываются каменными изваяниями, танки въезжают дулом в окно, хотя днем оказывается, что оно наглухо заколочено досками, люди здесь танцуют на дискотеке, устав от военных учений, но при этом одновременно ведут боевые действия, меняя учения на реальное сражение… В определенный момент Володя и его друг Диджей начинают осознавать, что они вовсе не в деревне — они в безумном сне и выпали из реальности, в которую теперь нужно попробовать вернуться, но все попытки зацепиться за собственное сознание обрывают несколько выстрелов в их головы. 

Что дальше? Дальше всем присутствующим нужно попытаться так же, как и главным героям, вынырнуть из сонной мясорубки. 

Задавать вопросы спектаклю не стоит — он не дает никаких ответов и не наталкивает ни на какие философские размышления. Разве что, цепляет душу обретение счастья Диджеем, которого просят сыграть на дискотеке безумной деревни для военных и их жен — ведь до этого он никогда не играл музыку другим людям. Ложки, прибыль, страх за свою жизнь — все отходит на второй план, когда приближается Мечта. Но и ее исполнение эфемерно и ускользает в самый последний момент. Ведь все в этом жутковатом мире не то, чем кажется. Главный и самый ценный эффект этого спектакля — возможность одновременно употреблять историю в двух проекциях: сне и здравом смысле. Если в одной лицо Урода забрал ветер, перемешав все черты на нем до неузнаваемости, то в другой, одновременно, мы узнаем, что это всего лишь последствия банальной родовой травмы и никакой мистики в беде мальчика нет.

«Сны моего отца» — это красивое психоделическое путешествие без душевной нагрузки, которое дарит совершенно новое ощущение театра, восприятия текста, юмора, пространства. Герои не выйдут измененными из этой истории, не случится ритуального очищения и трогательного осознания. Зрители выйдут из этой истории… насыщенными.  

Спектакль показан тем, кто любит театр и давно ждет от него чего-то свежего и необычного. Потрясающая, неожиданная и удачная постановка. 

Нина Бенуа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *