Спектакли

Просто найди королеву («Королева чардаша» — Театр Оперетты)

В Московском театре оперетты премьера — «Королева чардаша» Кальмана в постановке заслуженного деятеля искусств России Валерия Архипова. История получилась яркая, но давайте попробуем разобраться, зачем нам смотреть спектакль, который уже ставили несколько сотен раз. 

«Сильва», она же «Королева чардаша» — произведение понятное, как большинство оперетт: это история о том, как два человека не могут пожениться из-за социальных различий и давления общества. Между взлетами и падениями их романтической истории происходит множество других событий, прибавляются персонажи и развиваются разные линии, дополняющие сюжет. Но в простоте истории таится и главная сложность ее постановки: несмотря на шаблонность, ее все-таки нужно «обжить» деталями. У хороших постановщиков это получается: добавляются шутки, диалоги, отрывки из новелл и прочие способы заполнить трехчасовой спектакль. «Королева чардаша», таким образом, становится неким холстом, с помощью которого режиссер «рисует» легкую и романтическую историю с главной мыслью. Или не рисует. Всякое случается.

У «Королевы чардаша» несколько вариантов построения сюжета: где-то кафешантанная карьера матери главного героя известна с самого начала, а где-то становится сюрпризом и «всплывает» в конце спектакля. От этого режиссерского выбора зависит вся атмосфера: если мы знаем, что Цецилия бывшая артистка, мы получаем превосходство над героями и начинаем торопливо сопереживать («Когда же до вас дойдет!»). Если же мы узнаем это вместе с ними, то испытываем трепет единения в сопереживании: мы так же удивлены и так же не знали этого.

Валерий Архипов выбрал вариант перевода, в котором личность княгини зрителю заранее известна. Это, в некотором роде, перетягивает одеяло повествования и спектакль превращается почти в детективное противостояние княгини и молодой артистки. Очевидно, что королева чардаша именно она, княгиня! В ее карету впрягались студенты и везли ее до кабаре! В некоторых постановках Сильва оспаривает ценность этого достижения, намекая на то, что это пошло и сейчас так не принято. В данном случае она смущенно признается, что у нее такого приема публики не было — она подчеркнуто не дотягивает по уровню до княгини, хотя и похожа на нее.

Цецилия фон Вайлерсхейм стоит первой в списке действующих лиц, именно ее историю мы смотрим и выбираем — сочувствовать или осуждать? Любовь Сильвы и Эдвина становится просто триггером для проявления жесткого характера княгини: «запретить, не пущать». И если в других постановках героиня выступает эдакой плутовкой, которая пытается одновременно усидеть на всех стульях и почти комично спасти одновременно все ситуации, спрятав под пышной юбкой свой рыжий хвост, то у Архипова княгиня наполнена абсолютной серьезностью, некоторой ревностью и обидой на ушедшую эпоху. Кажется что она, в противовес своим «легким» вариациям, не очень счастлива в скучном дворце и все эти разбирательства с Сильвой для нее — попытка отомстить времени и хоть чем-то себя занять. Вся эта конструкция надежно стоит, держится и не шатается на энергоемкой народной артистке России Елене Ионовой. Нет, не хочется разводить полемику на тему «вот была же школа». Хочется просто наслаждаться тем, как артисты разного возраста гармонично составляют этот спектакль и наполняют его. Молодые — свежестью, опытные — глубиной. 

Эдвин (Николай Семенов) — как всегда мятущаяся душа, к нему не возникает никаких вопросов. Сильва в исполнении Марии Ворожейкиной — прохладная и сосредоточенная, под стать княгине. Недопонимание некоторых зрителей и озвученные вслух рекомендации обязательно посмотреть другой состав я решительно отклоняю. Не расшвыривайтесь артистками, господа. Вся эта малоэмоциональность Ворожейкиной, лишенная заламывания рук и специфического оперетточного комизма тут вполне пришлась кстати, это соответствует выстроенной режиссером атмосфере. 

Несколько исключительно зрительских вопросов и пожеланий возникает к хореографии. Сцена довольно тесная, количество пар кордебалета не создает ощущения наполненности и жизнерадостности, напротив, их скученность делает сцену визуально зашумленной. Недостает хора — звучания и, собственно, физического присутствия. Бал из-за этого выглядит довольно скромно, что можно было бы решить за счет увеличения количества уровней сцены — это сыграло бы на руку сценографии, которая и без этого растянута в пространстве вертикально: очень высокие колонны фактически упираются в пустоту, в то время как их основание стоит в перегруженном пространстве. Временами хореография превращается в бег с препятствиями для поющего артиста, так и хочется воскликнуть «перестаньте елозить артисткой по мебели!», но хождение по столам, обратные кувырки и поддержки продолжаются. 

Динамика спектакля держится на харизме Дмитрия Никанорова (Бони), как, в целом, и должно быть. В релизе спектакля содержится игривый намек на то, что для некоторых артистов спектакль станет дебютным. Предположим, что некоторым как раз и был Никаноров. Уж больно энергичен. И спасибо ему за это. 

«Королева чардаша» — это прекрасный способ начать знакомиться с опереттой вообще (а от нее рукой подать уже до оперы). Не уверена, что такая «усерьезненная» постановка может захватить зрителя, который вообще первый раз в театре, но для опытных и начинающих поклонников жанра это отличный спектакль, поэтому обязательно посмотрите его, даже если видели множество раз. 

Нина Бенуа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *